«Какое поведение нормально для детей двух-трёх лет?»

Уважаемая Алена!

Вам отвечает руководитель Консультационного центра «ЛАД» Кобылкина Вера Дмитриевна.

«Какое поведение нормально для детей двух-трёх лет?»

У каждого ребёнка с рождения сформирован индивидуальный характер. Воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, чтобы период становления личности прошёл наиболее легко. Развитие ребёнка должно быть гармоничным и разносторонним.

Поведение двухлетнего – трёхлетнего ребёнка не является определением того, каким он вырастет. Его определяет темперамент, не скорректированный характером. Новые черты поведения двухлетнего ребёнка:

Освоение речи

Одна из главных вех развития ребёнка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше. И все же полным объемом родного языка ребёнок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: «что-что?» Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.

Нормальные истерики: как с ними справляться?

 В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слёз. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребёнка. Но если истерики и слёзы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то, ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату. Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести. Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребёнка. Что это такое? Вот довольно типичный пример: ребёнок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу кричит. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание? Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребёнка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться. Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребёнку, что с ним происходит: «Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь… уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но…» А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо. Эта мера моментального результата не даёт, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться. Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения, вы заметите, что ребёнок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: «Мама устала, мама хочет полежать». Со временем ребёнок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться. Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово «я» уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребёнком. И тут мама может очень помочь, как «переводчик с детского». 3 Интерпретация поведения ребёнка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.

Рано- и поздноговорящие дети

Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребёнка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов. И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребёнок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к возрасту 1-2 года, и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему. В результате взрослость ребёнка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребёнок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.

Любовь к традициям и важность режима

Нервная система ребёнка ещё сохраняет черты ригидности, склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребёнку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде. А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — ещё одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно. И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребёнка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом «зелёном» диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребёнка приведёт к сложному поведению или истерике.

Возбудимость — общая особенность возраста

 Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Взрослому часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то. До 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребёнка такой. Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.

Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого Ребёнок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый «закон заражения эмоциями». То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребёнок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте ещё не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу «успокойся», когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.

4 Негативизм и упрямство — признаки взросления Начинает проявляться собственное мнение ребёнка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение — признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребёнка, переводить ситуацию в игровую. Но если начать «бодаться» с ребёнком, спорить с ним на равных, упрямство только усилится, особенно у темпераментных деток. Ребёнка надо учить считаться с мнением мамы и слушаться, но делать это лучше в нейтральное время, а не в моменты негативизма.

Контакты со сверстниками Между 2-3 годами у ребёнка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребёнок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы ещё не наступил. Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребёнку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.

В заключении можно сказать, что:

— когда ребёнок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально «выключить», так как эмоциональные процессы в этом возрасте инертны;

 — используйте любые возможности переключения внимания — как золотой ключик в воспитании ребёнка этого возраста;

— никогда не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребёнка

— это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *