ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ

Воспитатель Мусонова Оксана Викторовна

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить, именно с учётом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.

РАЗЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ «ПОЛ» И «ГЕНДЕР»

«ПОЛ» — это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

«ГЕНДЕР» — социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА

— семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребёнка;

— семья влияет на формирование психологического пола ребёнка;

— семья играет ведущую роль в умственном развитии дошкольника;

— семья имеет важное значение в овладении социальными нормами (функция первичной социализации);

— в семье происходит формирование ценностных ориентаций;

— семья выполняет функцию социально-психологической поддержки.

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

СЕМЬЯ – место, в котором у ребёнка складывается первое представление о взаимоотношениях между людьми, о месте каждого человека в этом мире.

На модель поведения ребёнка и его последующий жизненный сценарий серьёзное влияние оказывают сложившиеся в семье взаимоотношения.

Воспитание детей должно способствовать формированию у них представления о роли женщины и мужчины в семье и в обществе.

Под влиянием родителей у ребёнка формируется определённая модель поведения, которой он будет придерживаться в обществе.

РОЛЬ СЕМЬИ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

МАТЬ: Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких). Действует лаской, добротой. Воспитывает глубокую привязанность, терпимость. Раскрывает красоту окружающего мира. Даёт готовые ответы на вопросы. Является образцом для поведения дочери.

ОТЕЦ: Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость. Является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребёнка. Отец — ролевая модель для ребёнка на дальнейшую жизнь. Способствует формированию самооценки, статусной позиции. Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы. Является образцом для поведения сына.

ПРИЗНАКИ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

— предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола;

— стремление быть с взрослым противоположного пола, подражать его поведению;

— активно выраженное желание изменить свой пол и имя;

— рассказы ребёнка, в которых он выступает, как представитель другого пола;

— стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола.

Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит от:

— отношения родителей к ребёнку;

— характера родительских установок;

— привязанности матери к ребёнку;

— привязанности ребёнка к матери;

— роли отца в воспитании ребёнка.

Несомненно, для развития личности ребёнка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Доказано, что у девочек и мальчиков разные потребности и особенности развития. Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя!

РАЗЛИЧИЯ В ПСИХИКЕ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ

ДЕВОЧКИ:

— играют в ограниченном пространстве;

— мышление детальное, конкретное. Манипулируют с цифрами и формулами;

— быстрее утомляется правое полушарие (образное мышление, эмоциональное самочувствие);

— ориентированы на отношения между людьми. Во время общения смотрят в лицо взрослого. Ждут одобрения;

— готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор. МАЛЬЧИКИ:

— используют всё пространство;

— мышление обобщённое, абстрактное. Манипулируют с геометрическими формами;

— быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление, логические операции);

— ориентированы на информацию. Во время общения смотрят в сторону или перед собой;

— кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ДЕВОЧКЕ

Девочки требуют спокойной обстановки, последовательно выстроенной деятельности. Любят утвердиться в правильности своих знаний и решений путём повторения. Лучше адаптируются. Нацелены на общение. Стараются получить качественный результат, который может быть положительно оценён другими людьми.

Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей, проработано, отражено в сознании. Девочек чаще привлекают домашние дела. Девочка больше склонна к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать младших братьев или сверстников, порой утрачивая чувство меры.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» кукол, украшения и играют в ограниченном пространстве, в уголке. Меньше интересуются внутренним устройством игрушек, используют обычно по прямому назначению. В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль «мамы».

В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу: строят не города, замки или вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями.

Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков. Поднимают руку девочки реже, хотя отвечают правильно. Отвечая на занятиях, девочка смотрит в лицо воспитателю, ожидая подтверждения правильности ответа, и после кивка взрослого.

Девочки чаще задают вопросы типа: «А вы к нам ещё придёте?», т.е. более ориентированы на установление контакта с взрослым, отношения между людьми. Девочки склонны к предметно-оценочной речи, в ней преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения.

Девочки чаще рисуют людей, принцесс, в том числе и себя. Себя часто рисуют с особо выделенными ресницами и ртом, любят пририсовывать «взрослые» атрибуты — украшения, каблуки, часто рядом рисуют кошку, деревья и т.п.

Девочки более внушаемы, менее решительны в действиях. У них нет целостного восприятия предмета. Девочки лучше выполняют задания уже не новые, типовые, шаблонные. Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке, быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определённую цель.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДОЧЕРЕЙ

Для того, чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы тёплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Задача родителей — проявить по отношению к девочке больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать её к деятельности.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола. Но делать это, он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.

У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты». Мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О МАЛЬЧИКЕ

Мальчики способны на кратковременное усилие. Предпочитают поисковую деятельность. Не любят повторения. Предпочитают сделать быстро, но «кое-как». Труднее адаптируются к неподходящим для них условиям деятельности, пытаются от них избавиться.

У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено. Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию. У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать и наставлять младших, в особенности сестёр.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом всё предоставленное им пространство. Если горизонтальной плоскости недостаточно, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и другие предметы. Когда с куклой играет мальчик, он заставляет игрушку прыгать и маршировать, проделывать разные трюки, сажает её в качестве пассажира в тележку или машину, катает верхом на игрушечных животных и т.д. и вскоре бросает. Лишь в исключительных случаях в игре наблюдается трогательное заботливое ухаживание.

В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим сооружениям. Мальчики «раскачиваются» дольше. Мальчики более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях, чаще поднимают руку, не боятся ошибиться. Отвечая, мальчик чаще смотрит в сторону, чем на педагога и, если знает ответ, говорит уверенно. Мальчики чаще задают вопросы типа: «А что мы сейчас будем делать?», т.е. более ориентированы на получение информации. Словарный запас мальчиков включает больше слов, обозначающих предметы, не используемые в быту, и общие понятия; в их речи преобладают глаголы и междометия, помогающие передать действия.

У мальчиков раньше развивается способность вычленять главное. Ум мальчика больше склонен к обобщениям, менее конкретен. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, предлагают новые идеи, нестандартные способы решения. Они легче ориентируются в непривычной обстановке и воспринимают её положительно, быстро находя себе занятие.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ СЫНОВЕЙ

— папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать спокойно, не повышая тона);

— мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок;

— нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность — разрешать плакать, например (т.е. разрешать быть естественными);

— мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они чувствуют, как нужно воспитывать мужчину;

— мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует его ответственность!

— обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

— учить доверять, формируя тем самым опыт его социального доверия;

— использовать юмор в общении — для снижения агрессивности и страха перед ответственностью;

— обязательно должен быть физический, телесный контакт — для повышения самооценки мальчика;

— мальчик — это посыл в будущее: его нужно иметь ввиду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т.п.;

— мама — ЗАБОТИТСЯ, а папа — ФОРМИРУЕТ мужчину.

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *