Нужно ли после сада загружать ребенка, какими-либо занятиями?

руководитель центра Кобылкина Вера Дмитриевна

Этот вопрос часто задают родители. И неспроста: практически каждый ро-дитель с рождением малыша определяется для себя надо ли заниматься, застав-лять или нет, с какого возраста, самостоятельно или в развивающих учреждениях…

Сегодня как среди специалистов, так и среди родителей, нет единого мне-ния в этом вопросе. Мнения разбросаны от одной крайности до другой. Кто-то категорически утверждает, что, если ребенок не хочет, его надо оставить в покое и не заставлять. Многие не без основания уверены, что с ребенком нужно просто общаться, играть, проводить время и давать ему возможность делать то, что он любит и что ему нравиться. Кто-то наоборот утверждает, что ребенка следует «загружать». Кто-то считает, что до школы пусть ребенок играет и не надо засорять его мозги, а кто-то утверждает, что именно ранний возраст является самым благоприятным для занятий и заниматься с ребенком дома обязательно нужно. Многие пытаются искать «золотую середину», предлагая ре-бенку занимательные игры и увлекательные сказочные путешествия.

Мое мнение, заниматься с ребенком дома или нет, как заниматься, каких подходов придерживаться – это Ваш выбор. И делать этот выбор стоит осмыс-ленно и ответственно, поскольку от него во многом зависит будущее Вашего ребенка.

Когда Вы будете принимать для себя это решение, попробуйте ответить на вопросы:

1. Благополучно ли протекала беременность у мамы?

2. Родился ли ребенок самостоятельно без осложнений?

3. Соответствуют ли сроки появления улыбки, двигательных навыков нор-мативным срокам?

4. Ползал ли Ваш ребенок?

5. Произносил или произносит ли он до 10 облегченных слов к 1 году?

6. Развивается ли речь ребенка по возрасту?

7. Характерно ли для Вашего ребенка крепкое здоровье?

8. Осваивает ли Ваш ребенок игры, навыки общения и самостоятельности по возрасту?

9. Посещает ли Ваш ребенок образовательное учреждение?

10. Успешен ли Ваш ребенок в образовательном учреждении в адаптации и занятиях?

Если Вы на все или на большую часть вопросов ответили утвердительно, то вполне вероятно, что заниматься с ребенком дома Вы можете по своему жела-нию.

Если же на большую часть вопросов Вы ответили отрицательно, то, скорее всего, Вам стоит задуматься о том, как организовать занятия с ребенком дома.

Как специалист, который уже много лет работает с разными детьми, могу сказать, что естественные занятия (игры, прогулки, занятия спортом, творче-ством, чтение, беседы) важны для каждого ребенка, независимо от возраста и особенностей.

Если мы под словом «заниматься» подразумеваем «проводить с ребенком время» — то вопросы о том, заниматься ли с ребенком дома и с какого возраста отпадают, вместо них появляется вопрос: «Чем и как заниматься?»

Увлекательные регулярные занятия познавательными и развивающими иг-рами и заданиями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, прино-сят свою пользу. Главное, найти подход к ребенку сделать занятия интересными и увлекательными. Если эти занятия радуют и ребенка, и родителя – значит им цены нет!

Перегрузки в занятиях, доведенные до абсурда, когда ребенок переодевается и перекусывает в машине между кружками и школами опасны, с моей точки зрения, для любого ребенка, независимо от особенностей. Нагрузку ребенка очень важно правильно рассчитать. Почитать о том, как это сделать можно в публикации «Как организовать занятия дома».

Ваш ребенок посещает детский сад, активно участвует в мероприятиях и занятиях ДОУ, успешно осваивает учебные навыки по возрасту – то дополнительные занятия допустимы в пределах здравого смысла – ребенку нужно успеть просто побегать, погулять, поиграть со своими игрушками, пообщаться с ребятами, посмотреть мультики, помочь маме или папе.

В случаях же, когда у Вашего ребенка в раннем и дошкольном возрасте отмечаются признаки, которые могут предвещать трудности в обучении: слабо развитые моторные и графические навыки, особенности в речевом развитии, дефицит внимания, гиперактивное поведение, и т.д. организовывать регулярные ежедневные занятия с ребенком, находить подходы нужно обязательно. В этих случаях не стоит уповать на детский сад.

Впрочем, и в этом случае также решение о том, заниматься или ждать, когда у ребенка собой все сложиться – это право, решение и выбор за Вами. Важно только понимать, какие вероятные последствия Вы выбираете.

Например, Ваш выбор – оставить ребенка в покое, как растет, так и растет. Хороший выбор, до тех пор, пока требования образовательной среды будут со-ответствовать возможностям ребенка. В этом случае нужно быть готовым к тому, что в какой-то момент требования школы или детского сада могут стать выше, чем его возможности, и на этот случай предусмотрены более легкие программы и формы обучения. Это вполне адекватный выбор, не каждый должен поступать в ВУЗы и становиться директором, или научным сотрудником. Быть хорошим человеком, уверенным в себе, найти свое любимое дело в жизни, на мой взгляд гораздо важнее. А для этого не обязательно учиться на пятерки, главное — быть любимым в семье.

Возможности детей, с которыми родители грамотно и систематически зани-маются под руководством специалистов, в разы возрастают, их учебные навыки, поведение и другие показатели существенно возрастают по отношению к самим себе. В регулярных занятиях в семье вырабатываются необходимые навыки и подходы, которые помогают в последующем решать учебные задачи. Ребенок адаптируется к тому, что есть дела, которые делать хочется, а есть дела, которые делать надо. И это «надо» можно делать быстро и с удовольствием. А иногда приходиться прикладывать усилия и старание.

Хорошо, когда ребенок сам с удовольствием берется за игры, развивающие игрушки, поделки или книги. А как же быть, если ребенок и впрямь «не хочет» заниматься?

В этих случаях стоит задуматься о причинах, которые мешают ребенку про-являть данный от природы познавательный интерес.

Почему же ребенок может «не хочет» заниматься?

Причина 1: ребенку трудно. Даже то, что нам взрослым кажется очень просто и даже то, что другие дети в таком же возрасте выполняют какие-либо задания – Вашему ребенку может быть просто не по силам сделать то, что Вы ему предлагаете. Более глубоко понять причины затруднений может помочь только специалист, но для себя же надо понять простую вещь – если трудно – значит следует упрощать задание или игру, оказывать ребенку помощь.

Причина 2: ребенку не интересно. Причем не интересно может быть даже не само задание или игра, а и то, как Вы предлагаете это ребенку.

Сравните два подхода:

«Давай садись за стол, сейчас ты должен разложить большие и маленькие морковки. Большие клади в большую чашечку, а маленькие в маленькую». Разложишь – пойдешь мультики смотреть… Послушный ребенок возможно сядет сделать то, о чем Вы просите… Но так бывает не всегда.

Другой подход: «Глянь-ка, кто это пришел к тебе в гости! Ай, зайка! А что же ты зайка плачешь? Не знаешь, как морковки разделить? Давай мы тебе сейчас поможем! Большую морковку положим в большую чашечку, а маленькие – в маленькую!»… Трудности вовлечь ребенка в развивающую игру также могут воз-никнуть, но в игре все-таки привлечь и удержать внимание ребенка значительно легче.

Причина 3 – то, что Вы ребенку предлагаете – в данный момент ему не нужно, ему нужно что-то другое. Например, покормить куклу или поиграть в лего. Отлично. К ребенку более младшего возраста можно «присоединиться», начать играть вместе и постепенно переключить внимание на игровую развива-ющую задачу. Например, накроим на стол или раскладываем их в построенные «коробки». С ребенком постарше – договариваемся. Нужно только уметь это де-лать.

Есть еще много причин: ребенок устал, плохо себя чувствует, обижен или не в настроении, быстро утомляется или отвлекается… Надо научиться понимать те причины, по которым Ваш ребенок отказывается от занятий и находить свои подходы и возможности.

Консультации специалистов и совместные занятия могут в этом помочь. В Консультационном центре «Лад» мы уделяем внимание тому, чтобы родители научились понимать трудности своих детей и договариваться с ними.

Разбираться в причинах, искать подходы, договариваться, в чем-то изменять свой образ жизни, все это требует времени от родителей, больше внимания и усилий. Мне довелось за свою практику видеть очень многих родителей, которые достигали вместе с детьми очень хороших результатов и изменений. Впрочем, я всегда с пониманием отношусь к выбору тех, кто решает для себя: «у ребенка такая индивидуальность – не хочет заниматься – не надо».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *