Что такое ЗПР и чем чреват этот диагноз для ребенка в период школьного обучения.

Дефектолог
Мамедова Лариса Анатольевна

Задержка психического развития рассматривается в отечественной педагогике как вариант нормального развития ребенка. Понимается под этим термином негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального, коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой- позволяет, как правило, при наличии этого специального подхода— возможность обучения ребенка по общей программе, усвоение им государственного стандарта школьных знаний. Что такое ЗПР? Это расшифровывается как задержка психического развития и проявляется в том, что ребёнку трудно овладеть учебными знаниями так же быстро, как это делают остальные дети (это первое). Второе — у такого ребёнка медленнее развиваются основные психические процессы, т.е. он не очень внимательный, часто отвлекается, трудно переключается с одного дела на другое, не может сразу и слушать, и делать; он труднее запоминает и быстрее забывает (не только стихи, но и, например, правила, инструкцию и т.д.), долго путает право-лево (а из-за этого и неправильно пишет буквы и цифры); не может отличить главное от второстепенного, установить логическую последовательность и взаимосвязь, и т.д. При этом чаще всего проблемы проявляются не во всём подряд, а в отдельных учебных предметах или типах заданий. Например, у ребёнка могут быть трудности с русским языком, чтением, окружающим миром, а вот в математике они могут отсутствовать. Или может быть всё в порядке с памятью (хорошо и быстро запоминает стихи, правила, таблицу и пр.), но применить эти самые правила, воспользоваться таблицей умножения при решении конкретного примера или задачи не может (т.е. мыслительные операции не развиты), да и внимание рассеянное.

Причины этой задержки, как правило, физиологические: например, трудности в вынашивании беременности матерью, особенности протекания родов, болезни в первый год жизни, наследственность, особенности строения и развития коры головного мозга, частые соматические или хронические заболевания у ребёнка и т.д. Не ругайте ребёнка и не сердитесь на него: он не виноват. Бывает, что среди причин, приводящих к ЗПР, встречаются и социально-педагогические, т.е. когда взрослыми уделялось крайне мало времени для развития и воспитания ребёнка, и это привело к неуспехам в обучении, потому что отсутствует фундамент, основа для дальнейших знаний.

Задержка психического развития, как бы страшно ни звучало это словосочетание, — это не ярлык и не клеймо на всю оставшуюся жизнь. Тут многое зависит от родителей. Если наличие таких трудностей будет ими игнорироваться, если они будут считать, что «всё само постепенно пройдёт», если ограничатся только обвинениями в адрес детского сада, школы, педагогов, программы обучения и т.п., обидой или злостью на ребёнка, то через какое-то время будет только хуже, и тогда ученику из моря неудач просто не выплыть никогда (с самыми ужасными последствиями). А вот если родители увидят эти проблемы и признают их существование, если будут помогать ребёнку (обратившись за помощью к специалистам, пролечивая ребёнка у врача-невролога или психиатра, вовремя подхваливая ребёнка, создавая ситуации успеха и т.д.), то уже к 5-му классу большинство проблем (а иногда и все) можно преодолеть.

Если вашему ребёнку рекомендована адаптированная программа для детей с задержкой психического развития, то именно с этого момента и начинается большая работа. Теперь нужно:

1. Не надеяться на кого-то другого (учителей, школу и т.д.), а взять всю ответственность и контроль за преодоление сложившегося положения дел на себя, потому что ребёнок – ваш собственный, и никто не позаботится о нём лучше, чем вы сами.

2. Регулярно (1-2 раза в год) консультировать ребёнка у врача-невролога и врача-психиатра, и при необходимости – принимать назначенное ими лечение. Это важный и нужный шаг, который поможет вашему ребёнку стать более внимательным, улучшить память и т.д.

3. Найти для ребёнка логопеда и психолога (если этих специалистов нет в школе), т.к. с некоторыми проблемами возможно справиться только с их помощью, и следить, чтобы количество занятий было не менее 2 в неделю. Выполнять дома с ребёнком все задания, которые они дают.

4. Составить вместе с учителем подробный, пошаговый план по восполнению всех пробелов в усвоении учебного материала, которые успели накопиться. И это не только математика, русский язык или другие школьные предметы, но и такие вещи, как умение ориентироваться в пространстве (понимание лево-право и других связанных с ними понятий), и понимание временных представлений (времена года, месяцы, дни недели, время по часам и прочее). Вот может показаться, что всё это – сущие мелочи и не имеют прямого отношения к чтению, письму и счёту, однако это не так. На самом деле именно от этих знаний и умений зависит, насколько правильно и быстро ребёнок запомнит начертание букв и цифр, будет ли допускать ошибки при чтении и письме (писать буквы или цифры «задом наперёд», переставлять их, заменять одну другой), сможет ли научиться делать выводы, решать задачи и не только запоминать правила, но и применять их, поймёт ли такой предмет, как геометрия и т.д. Поэтому начинать нужно именно с этого, и на фундаменте этих знаний уже строить следующие «этажи». Выделю отдельно: тут один учитель справиться не сможет, даже если он будет каждый день после уроков заниматься с вашим ребёнком дополнительно. Вам, родителям, нужно (нет, просто необходимо, поскольку по-другому ничего не получится!) взять большую часть ответственности на себя и каждый день заниматься с ребёнком дома. Кстати, совсем необязательно при этом сидеть с ним за столом и задавать разные вопросы или выполнять задания. Дело пойдёт гораздо легче и быстрее, если вы придумаете или найдёте обучающие игры и упражнения (в интернете их сейчас — сколько угодно!).

5. Как бы трудно и тяжело ни было, непременно создавать для ребёнка ситуации успеха. Это значит, хвалить его при малейшей возможности даже за маленькие достижения (допустил на 1 ошибку меньше, чем вчера; прочитал на 1 слово больше, чем в прошлый раз, и т.п.). Давать ему такие задания, с которыми он

сможет справиться (пусть даже с небольшой помощью взрослого или после предварительной подготовки). Выражать уверенность в том, что у него всё получится, если он постарается. Поощрять его самостоятельность и желание работать. Создавать положительную мотивацию к учёбе (т.е. не заставлять или увещевать, а вызывать желание учиться). Этот шаг тоже может показаться неважным, но от него зависит, будет ли ребёнок стремиться к преодолению трудностей или «зависнет» в состоянии неудачи и нежелания приложить усилия для её исправления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *