Как правильно организовать режим дня ребёнка в семье.

Воспитатель Балдакова Татьяна Александровна

Режим дня – это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи.

Режим дня организовывает жизнь и ребенка, и родителей и помогает справиться с множеством дел спокойно, без суеты.

Правильно организованный режим дня способствует нормальному росту и развитию детей и укрепляет их здоровье. Приучать к правильному режиму — это значит не только способствовать физическому развитию детей, но и прививать им полезные привычки, укреплять их волю. Режим для детей устанавливается с учётом возрастных особенностей и состояния здоровья. Нервная система детей дошкольного и младшего школьного возраста более чувствительна к различного рода воздействиям окружающей среды.

Маленькие дети быстрее устают и поэтому нуждаются в более частом и

продолжительном отдыхе, в том числе сне, чем дети других возрастов. С возрастом продолжительность сна уменьшается, а время бодрствования соответственно увеличивается. Сон имеет большое значение для нормальной деятельности

организма. При сокращении длительности сна организм не отдыхает полностью, что отрицательно сказывается на здоровье. Дети становятся вялыми. Общая продолжительность сна должна составлять: для детей 2 — 3 лет не менее 14 часов, 4 — 5 лет – 12 — 13 часов, 6 — 7 лет — 12 часов, 8 — 9 лет — 11 часов, 10 — 11 лет — 10 часов, 12- 15 лет — 9 — 10 часов. В режиме дня здоровых детей дошкольного возраста выделяют 2 часа на дневной сон. Дети с ослабленным здоровьем вне зависимости от возраста должны спать больше, чем их сверстники с хорошим здоровьем. Необходимо приучить детей ложиться спать и вставать в определённое время. Следить, чтобы перед сном они занимались спокойными играми. Лучше всего, если перед сном дети 30 минут гуляют. В вечерний туалет, помимо тщательного мытья лица, шеи и рук, хорошо ввести мытьё ног водой комнатной температуры. Это имеет не только гигиеническое, но и закаливающее значение, оказывает благотворное влияние на нервную систему. Эти выполняемые ежедневно процедуры способствуют более быстрому наступлению сна. Ужином ребёнка рекомендуется кормить не менее чем за 1,5 часа до сна. Дети должны спать в отдельной просторной чистой, не слишком мягкой постели. Комнату перед сном нужно хорошо

проветрить, лучше всего приучать детей спать при открытой форточке. Снижение температуры воздуха в комнате допустимо до 15 -16 градусов. Лёгкое движение прохладного воздуха способствует быстрому наступлению глубокого сна, во время которого ребёнок особенно хорошо отдыхает.

В режиме дня ребёнка необходимо максимально использовать солнце, воздух и воду. Солнечные лучи имеют огромное значение для нормального роста и развития детского организма. Необходимо гулять на свежем воздухе.

Летом большую часть времени дети должны находиться на открытом воздухе, в лёгкой одежде (трусиках, сарафане и т. п.). Зимой, весной и осенью в режиме дня детей также должно быть предусмотрено время для пребывания на воздухе в любую погоду. На прогулке подвижные игры должны чередоваться с более спокойными. В жаркую погоду необходимо следить за тем, чтобы дети не перегрелись, вовремя напоить, увести в тень; зимой во время прогулки приучать детей больше двигаться. Дети любят, если их игра приобретает характер полезного труда. Они с удовольствием поливают цветы, подметают дорожки, убирают снег и т.д. Надо

почаще предоставлять им такую возможность. После активной прогулки у них появляется хороший аппетит.

Питание детей.

Около 2,5 — 2 часов в режиме дня должны занимать самообслуживание и еда. Предусматривается 4 — 5- кратное питание с интервалами в 3 -4 часа. Необходимо соблюдать установленные часы завтрака, обеда, полдника и ужина, так как беспорядочное питание в разное время неблагоприятно отражается на работе органов пищеварения. Вследствие этого ухудшается переваривание и усвоение пищи. Для детей дошкольного возраста завтрак должен быть в 9 часов, обед в 12 часов 30 минут, полдник -16 часов, а ужин в 19 часов.

Детям дошкольного возраста целесообразно выделить специальное время для занятий рисованием, вырезыванием, лепкой, для занятий по счёту, рассказыванию и т. п. Продолжительность таких занятий у детей 3 — 4 лет не должна превышать 15 минут, у детей 4-5 лет –20минут (может быть 2 занятия со сменой деятельности и 10 — минутным перерывом). У детей 5-6 лет продолжительность занятий должна составлять 25 минут. У детей 6-7 лет продолжительность каждого занятия может быть 30 минут. Такого рода занятия детей дошкольного возраста следует организовывать после завтрака. Остальное время бодрствования у дошкольников предусматривается для различного рода игр.

В режиме дня ребёнка совершенно необходимо предусмотреть основные элементы физического воспитания и закаливания, укрепляющие организм: утреннюю гимнастику, обтирания, обливания, которые следует выполнять сразу после подъёма.

Во время утреннего и вечернего туалета (на каждый из которых следует отводить не менее 30 минут) нужно прививать детям навыки личной гигиены: приучить их к уходу за своим платьем и обувью, тщательно мыть руки, лицо, уши и шею, правильно чистить зубы, мыть ноги.

Навыки личной гигиены надо прививать детям и в процессах, связанных с едой: обязательное мытьё рук перед едой, пользование отдельными столовыми приборами, тщательное пережёвывание пищи, полоскание рта после еды, ополаскивание овощей и фруктов перед употреблением и др. Эти полезные привычки легче вырабатываются у детей, если родители сами придерживаются определенного режима дня.

При организации режима необходимо учитывать индивидуальность ребёнка, присутствие дополнительных эмоциональных или физических нагрузок, а также сезон за окном и состояние иммунитета малыша. Все эти факторы могут повлиять на баланс прогулок и домашних занятий, а также общую продолжительность сна.

Как правильно организовать режим дня ребёнка в семье.: 1 комментарий


  1. Спасибо за очень полезную информацию, Татьяна Александровна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *