Рекомендации родителям, воспитывающих ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Особенности развития

В основе синдрома гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог. Дети с СДВГ характеризуются дефицитом активного внимания:

1. Непоследовательны, трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательной расторможенностью:

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивностью:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредотачивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты.

Кроме этого наблюдаются также нарушение координации (это могут быть нарушения тонких движений, нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации), эмоциональные нарушения (может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам), нарушение межличностных отношений (стремятся руководить другими, поэтому у них мало друзей) и поведенческий расстройства (возможно сочетание двигательной активности и деструктивного поведения).

Рекомендации родителям:

    1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

    2. Продумать режим дня ребенка до мелочей и старайтесь следовать ему. Пусть ребенок четко знает, когда он должен встать, поесть, пойти гулять, играть с друзьями.

    3. Друзей должно быть мало: чем больше у него товарищей по играм, тем больше будет возбуждаться с ними он. Желательно, чтобы друзьями не были гиперактивные дети.

    4. Игра для ребенка — главное лекарственное средство. Старайтесь приобщить ребенка к спортивным и подвижным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Необходимо постараться неусидчивость ребенка перевести в целенаправленную игровую деятельность. Ребенок должен понять цель игры и научиться подчиняться этой цели. Ребенок должен научиться планировать свою игру, чтобы планирование важнейших дел потом смогла войти в его привычку.

    5. Гиперактивного ребенка с ранних лет желательно занять каким-то видом спорта, доступным его возрасту и темпераменту.

    6. Необходимо приучать ребенка помимо шумных игр играть в тихие, использую мозаику, домино и лото, чтобы выработать хоть какую-то усидчивость.

    7. Ребенка можно отвлечь от «двигательной бури» рисованием и чтением любимых книг.

    8. Желательно, чтобы ребенок играл с одной игрушкой. Не надо распалять его внимание на остальные.

    9. Ребенок способен справиться только с одним делом, посильным ему.

    10. Не раздражайтесь, если он все делает наоборот. Спокойно объясните, покажите еще и еще. Добейтесь, чтобы малыш справился сам, пусть не сегодня, завтра.

    11. Все старания, даже слабые попытки что-то сделать, о чем вы просили, необходимо сразу поощрить.

    12. Чтобы добиться концентрации внимания во время деятельности, необходимо убрать лишнее, что может попасть на глаза и отвлечь.

    13. С таких позиций нужно обставлять и комнату ребенка, продумав все до мелочей.

    14. Просмотр телевизора необходимо минимально ограничить.

    15. Не надо приглашать к себе большое количество гостей, и брать ребенка с собой в шумные компании.

    16. Учитесь сдерживать свои эмоции, ведь ребенок вам подражает.

    17. Даже если вы жалеете ребенка, то он не должен об этом догадываться.

    18. Пытайтесь погасить конфликты, в которые замешан ребенок, уже с момента первой искры.

    19. Будьте последовательны и в наказаниях, и поощрениях.

    20. Создайте у ребенка положительную мотивацию к деятельности, ситуацию успеха.

21. Проконсультироваться со специалистами.

Рекомендации родителям ребенка, страдающего аутизмом

Рекомендации родителям, воспитывающих застенчивых детей

Рекомендации родителям, воспитывающим тревожных детей

Рекомендации родителям, воспитывающих агрессивных детей

Рекомендации родителям, воспитывающих детей с задержкой психического развития

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Рекомендации родителям, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна

Рекомендации родителям, воспитывающих ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью