Особенные дети

методист
Сокольникова Галина Ивановна

( Рекомендации родителям)

Семья – это первый социальный институт в жизни ребенка. Именно здесь складываются его первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества, но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить эти потребности ребенка. Часто это бывает в том случае, когда в семье рождается ребенок-инвалид.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития “особенного” ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в непростой ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто бывает , что семьи распадаются, мама одна берет всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи.

Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более правильно подойти к решению своей проблемы.

Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду. Первая фаза — «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности. Вторая фаза — «неадекватное отношение к дефекту», характеризуется отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией. Третья фаза — «частичное осознание дефекта ребенка», которое сопровождается чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся «результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений». Четвёртая фаза — начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

К сожалению, далеко не все мамы и папы таких детей приходят к правильному решению, обретая жизненную перспективу и смысл жизни.

Многие это самостоятельно сделать не могут. В результате нарушается способность приспособления к социальным условиям жизни.

Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится и собственных чувств, и чувств родителей. Не зная, как помочь, и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать проблемы, что еще больше затрудняет положение родителей проблемного ребенка. Нередки случаи, когда бабушки, дедушки из-за стыда

отказываются признавать внука или внучку с инвалидностью. В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые внешним видом, неадекватным поведением привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок «не такой, как все». Жизнь с ребенком-инвалидом всегда сложна, однако есть периоды, наиболее трудные в психологическом плане:

1. Выявление факта нарушения развития ребёнка. Возникновение страхов, неуверенности в воспитании ребенка. Горе от безысходности.

2. Старший дошкольный возраст. Понимание того, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе.

3. Подростковый возраст. Осознание ребенком своей инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и особенно с противоположным полом.

4. Старший школьный возраст. Трудность в определении и получении профессии и дальнейшего трудоустройства.

В такой обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может педагог, психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период. Именно поэтому родителям «особенных» детей необходимо встречаться, чтобы иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более подходящее решение своей проблемы.

Итак, родителям детей с нарушениями в развитии необходима психологическая помощь (хотя это на всегда осознают сами родители и близкие) для стабилизации эмоционального состояния, предотвращения дезадаптации, для нормализации общения с близкими и изменения отношения к собственному ребёнку.

Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:

Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. Не страдайте, не отделяйтесь от друзей и подруг, от родителей, ровесников. По возможности не пугайте родню. Настроите родственников на принятия ребёнка такого, как есть. Не принимать трагически-растерянный страдальческий вид. Сохранять НОРМАЛЬНЫЕ отношения. Потребуется очень большие усилия, чтобы в такой ситуации быть на высоте.

Выясните все льготы и всё, что положено вашему ребёнку. Встаньте на очередь, где необходимо: квартира, коляска, путёвки и т.д. Просмотрите сайты и приобретите всё, что облегчает жизнь ребёнку и вам

(сидения, спецприспособления и т.д.). Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи.

Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов — типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение

Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Как вести себя с «особыми» детьми? Пожалуйста, помните, что: «Особые» дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна. Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно, что он может. Именно это — основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни. Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним — но не вместо него! «Особые» дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь… Не упускайте эти возможности, — не прячьте их/не прячьтесь от них! У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде

всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии «необычного» ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить. Все люди разные. Одним «медведь на ухо наступил», у других «руки не из того места растут», у третьих «память дырявая», у четвертых — нестандартный набор пальцев, пятые ходят только с палочкой… — и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.

Книги для родителей особых детей

Алла Московкина «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье»

Книга рассказывает о семьях с особыми детьми, принципах и современных технологиях воспитания малышей с интеллектуальной недостаточностью, сенсорными нарушениями, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание уделено абилитации и реабилитации детей и других членов семьи, взаимодействию специалистов и родителей детей разного возраста.

Милтон Селигман, Розалин Бенджамин Дарлинг «Обычные семьи, особые дети»

Авторы рассматривают влияние особого ребенка на каждого члена семейной системы и выделяют стадии адаптации к травмирующим обстоятельствам. Ее герои — родственники, справившиеся с тяжелыми переживаниями, эмоционально принявшие ребенка с нарушениями развития — отмечают, что, несмотря на трудности, семья стала более сплоченной, появилось больше взаимной любви и заботы, а сами они стали сильнее.

«Особое детство: шаг навстречу переменам»

Как активная позиция родителей и общественных организаций, защищающих права детей, меняет их жизнь? Что нам может дать уникальный личный опыт родителей? В книге описаны правовые и нравственные проблемы, с которыми приходится сталкиваться взрослым, вовлеченным в жизнь особых детей, а также опыт ведения родительских групп в Центре лечебной педагогики (Москва).

Ирина Млодик «Ограниченные невозможности»

Семейный психолог Ирина Млодик пишет о том, как жить с особыми детьми родителям и как жить самим детям, как с ними общаться в компании или на улице. Тем более что особенным в любой момент может стать каждый из нас. Вторая часть книги — роман о том, что все мы — разные, непохожие друг на друга. И никто на самом деле не желает быть переделанным, а хочет оставаться самим собой.

Марина Иванова «Письма из Коврова»

Что почувствуют и как поведут себя родители, узнав, что их ребенок никогда не будет ходить, говорить, развиваться как все? Одни впадут в отчаяние, другие попытаются приспособить его к жизни среди обычных людей, а третьи создадут мир, где ребенку будет легко и хорошо, где он — дома. В письмах и дневниках преподавателя музыки Марины Ивановой, мамы девочки Маши, родившейся с синдромом Ретта, нет той тяжести, которая ассоциируется со словами «ребенок-инвалид». Читатель чувствует в них другое — творчество, игру,

любовь и счастье.

Воспитатель Мусонова
Оксана Викторовна

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ с ОВЗ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Ребёнок познаёт мир в основном через игру. Ему очень важно иметь прямой контакт с вещью, так как тактильные ощущения у детей играют важную роль в запоминании зрительных образов. Поэтому, подбирая развивающие игры для ребёнка, старайтесь отдавать предпочтение тем играм, в которых можно предметы ощутить, потрогать, рассмотреть. Манипулируя предметами, ребёнок лучше запоминает их качество, признаки.

В играх на развитие зрительной памяти, можно использовать: картинки (предметные или с простым сюжетом), игрушки, книги со стихами и сказками. Рассмотрим пример игры «Что изменилось?».

Ход игры:

Материал — поднос и несколько разных игрушек небольшого размера: яркий кубик, маленькая кукла, зайчик, мяч, игрушечный телефон и т.д.

Покажите ребёнку поднос с игрушками (можно просто разложить их на столе). Раскладывая на подносе игрушки, покажите и назовите каждую из них, дайте в руки потрогать и разглядеть. Обязательно обратите внимание на отдельные характерные признаки игрушки («мягкая», «красный», «маленькое», «круглый» и т.д.). Затем попросите ребёнка отвернуться или закрыть глаза. Можно использовать салфетку, которой будете накрывать поднос с игрушками. Пока ребёнок не смотрит, быстро уберите с подноса одну из игрушек, после чего предложите ребёнку взглянуть на поднос.

Задача для ребёнка — определить, какая игрушка исчезла с подноса. Если он затрудняется с ответом – помогите ему, подсказывая только признаки («мягкий», «белый», «круглый» и т.д.), но, не называя игрушку. После того, как ребёнок ответил, покажите игрушку, в подтверждение того, что дан правильный ответ. Обязательно похвалите ребёнка за старание!

Можно усложнить задание — убрать сразу несколько игрушек. Ребёнок должен суметь запомнить их и правильно определить, чего не хватает.

Есть другие варианты усложнения. Например, не прятать игрушки, а только менять их расположение на подносе. В этом случае ребёнок должен не только понять, что все игрушки остались на месте, но и определить, какие из них поменялись местами.

Также можно использовать другой вариант взаимодействия с ребёнком, используя четыре картинки с хорошо знакомыми ребёнку предметами или четыре игрушки. После рассматривания картинок, разложите их на столе и просите ребёнка запомнить последовательность — т.е., как они лежат друг за другом. После этого картинки смешайте, а ребёнку дайте задание — разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.

Чем больше Вы будете уделять внимание малышу, тем лучше ребёнок будет развиваться.

ГЛАВНОЕ – ПРОЯВЛЯЙТЕ ИНТЕРЕС, ТЕРПЕНИЕ И ЗАБОТУ!

ПОМНИТЕ – ИГРАЯ, ВЫ НЕ ТОЛЬКО ОБУЧАЕТЕ СВОЕГО МАЛЫША, НО И ОБЩАЕТЕСЬ, А ЭТО ТАК ВАЖНО ДЛЯ НЕГО!

Важность физической культуры в детском саду для детей с ОВЗ

Консультант по физическому развитию
Давлеткулова Елена Владимировна

Именно физкультура является для большинства детей возможностью в будущем стать полноценными членами общества. Если правильно заниматься с малышом дошкольного возраста физическими упражнениями с понятной им проблемой, он будет учиться взаимодействовать с ровесниками, стремясь к первым достижением и развитию.

Что касается детей с ОВЗ (Ограниченные Возможности Здоровья), для них существует индивидуальный подход, учитывающий следующие особенности:

  • коррекционно-компенсаторная работа. Подразумевает подбор упражнений, учитывающий основные и возможные сопутствующие недуги. В этом случае принято использовать комплексный подход, способствующий развитию физических способностей;
  • профилактические меры. Эта часть относится к наиболее важным, так как позволяет повышать тонус жизненных сил, а также здоровья, улучшать общее самочувствие и укреплять иммунитет;
  • психология. Нередко основной причиной поведения дитя асоциального характера является неуверенность в себе и в собственных силах. В результате малыш не понимает своей роли в обществе и не умеет взаимодействовать с ровесниками. Поэтому комплексный подход призван помочь ребёнку преодолеть подобные проблемы;
  • физкультура с детьми с ОВЗ в ДОУ также включает в себя образовательное воспитание. Это значит, что все дети с подобными проблемами должны обучаться спортивной культуре, а также правилам соревнований, что поможет им получить навыки работы с другими детьми в команде и впоследствии сделать спорт неотъемлемой частью своей жизни.

Обратите внимание! К основным упражнениям для детей с ОВЗ относятся такие занятия, которые направлены на приобретение важнейших бытовых навыков, сюда включены мелкая моторика рук, микро ориентировки, а также движение ног. Все эти упражнения всегда основываются на положениях о физических и психологических особенностях малыша, а также специальных методических принципах работы с каждым из них.

 

Дети с нарушением речи:

 

Одним их симптомов речевых нарушений является двигательная недостаточность. Это приводит к затруднению в овладении ребенком предметным миром. У многих детей с нарушением речи недостаточно развития крупная моторика. Это проявляется в виде плохой координации частей тела при выполнении сложных двигательных действий, в их недостаточной точности и четкости.

 

Так же возникает затруднения при выполнении физических упражнений, как по наглядному методу, так и по словесному. Несовершенство мелкой моторики и кистей у детей с нарушением речи обнаруживается в плохой сформированности навыков самообслуживания. Особенно это заметно в дошкольном возрасте и в начальной школе.

 

Дети с задержкой психического развития

 

У детей с задержкой психического развития, не наблюдается тяжелых двигательных отставаний. Но все же присутствует отставание в физическом развитии, несформированность техники выполнения мелкой моторики рук, соответственно, у таких детей недостаточное формирование навыков самообслуживания. У таких детей нарушена концентрация внимания, избыточная, порой патологическая, активность, примитивная игровая деятельность.

 

Дети с нарушением интеллекта (У. О).

 

Что касается детей с нарушением интеллекта. У них недостаточная психологическая организация движений, особенно выражена недостаточность во второсигнальной организации движений. Слово не несет смысловой нагрузки, не является регулятором двигательной деятельности.

 

Так же, нарушена регуляция мышечного тонуса с повышением или понижением тонических рефлексов, приводящих к застаиванию в неудобной позе и невозможности удержать конечность в определенном положении, в бедности выразительных, пластических движений при перемещениях в пространстве.

 

Как мы можем помочь детям с ОВЗ?

 

Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Это форма физического воспитания предназначенная для лиц с ОВЗ, для инвалидов всех возрастов. Сюда входят – занятия по физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре.

 

Регулярные занятия для таких детей являются необходимыми. Посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.

 

Работа с детьми с ОВЗ направлена на коррекционно-компенсаторную сторону в том числе и на процесс физического воспитания. Школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности.

 

При организации занятий по физической культуре для учащихся с ОВЗ, следует исходить из возможностей ребенка – задания должны быть умеренной трудности, но быть доступным, для обеспечения переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. Затем задания следует усложнять пропорционально в соответствии возрастающими возможностями ребенка.

 

Помимо физического развития и активности детям с ОВЗ важно получить навыки поведения в социуме.

 

Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности. Большое внимание необходимо уделять знаниям правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме.

 

Особенно эффективным в работе с детьми с ОВЗ является метод имитационно-ролевых игр для проверки знаний алгоритмов действий в чрезвычайных или экстремальных ситуациях того или иного характера.

 

Имитационно-ролевая игра — это особый способ построения моделей, допускающий одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков.

 

Участвуя в игре (дети и с ОВЗ и с нормой вместе) ненавязчиво усваивают теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объёмы информации.

 

Условия игры имитируют конкретную ситуацию. В сценарии игры подробно описываются правила для ее участников, дающие им возможность принимать решения с высокой степенью безопасности.

 

На первом этапе в развернутых и точных формулировках раскрывается тема игры.

 

На втором формулируется ее цель и конкретные учебные задачи.

 

На третьем дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, её условия, используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.

 

При подведении итогов игры важно не только дать общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разобрать весь её ход, акцентируя внимание, как на удачных, так и на неудачных решениях.

 

При этом желательно оценивать и общую манеру поведения участников игры: интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления, дисциплину, быстроту реакции и т. п.Как результат – повышается интерес детей к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.

Воспитатель Мусонова
Оксана Викторовна

 Работа с детьми ОВЗ

 20.08.2020

 

 

В России, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. В нашей стране детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость, т.е. дети с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

В настоящее время в основе педагогической классификации выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

· Дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер, нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено или невозможно.

· Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.

· Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.

· Дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.

· Дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).

· Дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов. Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза.

· Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.

· Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).

В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы социализации, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит их к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.

Одна из важнейших задач системы образования заключается в развитии готовности образовательной среды к работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. Для этого необходимо:

· создание условий, необходимых для профилактики отрицательной динамики в развитии ребенка;

· создание условий для максимального проявления и развития всех его способностей;

· повышение комфортности образовательной среды для каждого воспитанника;

· организация сопровождения особого ребенка в образовательной среде.

Ребенку независимо от его нарушения необходимо положительное эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного благополучия, физического и психического здоровья. Это облегчает решение образовательных, воспитательных и социальных задач, связанных с завтрашним днем подрастающего человека.

Если в семье ребёнок с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ОВЗ – это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врождёнными, наследственными, приобретёнными заболеваниями или последствиями травм, подтверждёнными в установленном порядке.

Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах. Они должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира. Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования, является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим, обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается, как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

В семье, где растёт ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, множество проблем: родители не знают, как может проявиться отклонение в развитии, как будет развиваться ребёнок, они бояться за его судьбу.

Рождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, действует на разных родителей по-разному, но часто проявляется, как психологический стресс, следствием которого может проявиться нарушение психики в результате пережитого шока. Многие родители обретают силы, чтобы вернуться к обычной жизни и начать заниматься воспитанием ребёнка.

СОВЕТ ПЕРВЫЙ: постарайтесь преодолеть страх и отчаяние.

Рождение ребёнка с отклонениями в развитии воспринимается Вами, как

величайшая трагедия. Факт появления на свет ребёнка «не такого, как у

всех» является причиной сильного стресса, который Вы испытываете, в

первую очередь, как его родители. Не корите и не вините себя. Вам очень

трудно сейчас. Вы столько времени ждали, когда наступит долгожданный

час, и родится Ваш малыш. Вы надеялись вместе с ним строить его и Вашу

жизнь. А теперь Вы полагаете, что всё рухнуло. Жизнь кажется Вам

наполненной не проходящей тоской и болью. Не отчаивайтесь! Не всё так

безнадежно! Возьмите себя в руки! Вашему ребёнку, каким бы он ни был,

нужна помощь, и эта помощь должна прийти именно от Вас. Вы нужны ему

мужественными, сильными, а не слабыми и беспомощными. Наберитесь

терпения и помогите ему и … себе. Преодолейте страх и отчаяние. Помните

о том, что не отчаяние и не сомнения в своих возможностях, а любовь к

ребёнку и терпение, постоянная забота о нём позволят Вам добиться

наибольших успехов. Успокойтесь и постарайтесь следовать нашим

рекомендациям.

СОВЕТ ВТОРОЙ: необходима определённость. Вы должны уточнить ситуацию, в которой находится Ваш ребёнок.

Чтобы найти выход, лучше действовать, а не предаваться переживаниям.

Но действовать нужно обдуманно. Предлагаем Вам следующий план.

Вашему ребёнку потребуются различные виды помощи, а именно:

— медицинская,

— педагогическая,

— психологическая.

СОВЕТ ТРЕТИЙ: определитесь, какая помощь необходима Вашему ребёнку и вашей семье в первую очередь.

— Медицинская помощь. Вы обязательно должны проконсультировать

своего ребёнка у невролога, детского психоневролога или детского

психиатра. Отнеситесь внимательно ко всем рекомендациям врачей и

старайтесь точно их выполнять. Врачи назначат медикаментозную терапию

и подскажут план дальнейшей медицинской реабилитации Вашего ребёнка.

Если Вас волнует вопрос рождения других детей в семье, не забудьте

обратиться в генетическую консультацию. Уровень развития современной

науки позволяет достаточно точно определить риск повторного рождения

«неблагополучного» ребёнка.

— Диагностика и психолого-педагогическая помощь. Чтобы исправить

выявленные у Вашего ребёнка нарушения, одной медицинской помощи не

достаточно. Необходима психологическая и педагогическая коррекция.

Если проблема чётко определена и очерчена, она может быть и разрешена.

В нашей стране существует широкая сеть специальных дошкольных и

школьных образовательных учреждений, в которых обучаются дети с

различными отклонениями в развитии: глухие и слабослышащие, слепые и

слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями функций

опорно-двигательного аппарата, ЗПР, УО, РДА. В этих учреждениях

используются специальные методы, направленные на их обучение,

развитие и адаптацию к социальной среде.

Если Ваш ребёнок дошкольного возраста и страдает такими

расстройствами, Вы можете обратиться в районную или городскую ПМПК, в

психолого-медико-социальный центр или реабилитационный центр по

месту жительства. Опытные специалисты (врачи, психологи, педагоги)

окажут Вам квалифицированную помощь, уточнят диагноз и определят

профиль учреждения, в котором Ваш ребёнок сможет получить доступное

ему образование.

СОВЕТ ЧЕТВЁРТЫЙ: постарайтесь принять факт наличия недостатков развития у Вашего ребёнка.

Не пытайтесь убедить специалистов, к которым Вы пойдёте на

консультацию, в том, что Ваш ребёнок такой, как все. Будьте внимательны к

их советам и рекомендациям. Не бойтесь постановки ребёнку «страшного»

для Вас диагноза (УО, РДА и др.). Не уподобляйтесь страусу, который

прячет голову под крыло, чтобы не видеть опасности. Примите существующую реальность — нарушения развития у Вашего ребёнка.

Многие родители тратят драгоценное время, силы и энергию зря, отрицая

существующие у ребёнка проблемы. Некоторые стараются как бы их не

замечать. Другие слишком много думают о них, внутренне страдают и также

стараются и также доказать окружающим, что для них этих недостатков нет.

Такое понимание сложившейся ситуации непродуктивно. Оно не принесёт

пользы ни Вам, ни Вашему ребёнку, ни окружающим. Поступая подобным

образом, Вы вовсе не разрешаете проблемы, а лишь закрываете глаза на

их существование.

Не отрицайте наличие проблемы. Найдите в себе мужество и признайтесь в том, что у Вашего ребёнка есть отклонения в развитии. Ведь, в сущности, не столько важно, как называется заболевание или состояние, в котором находится Ваш ребёнок. Это лишь термин, которым пользуются специалисты.

На наш взгляд, Вам важнее знать, какие существуют возможности коррекции этих нарушений. А в этом помогут специалисты — врачи, психологи, педагоги. Не травмируйте себя и не испытывайте стыда из-за поставленного диагноза. Постарайтесь также не поддаваться агрессии, раздражению, подавленности и страху, которые, естественно, могут возникнуть на почве волнения о здоровье Вашего ребёнка.

СОВЕТ ПЯТЫЙ: измените отношение к Вашему ребёнку, не считайте его бесперспективным.

Испытывая чувство отчаяния, горечи и боли, многие родители склонны к

гиперболизации проблем своего ребёнка и рассматривают его будущее как

бесперспективное.

Не преувеличивайте проблемы Вашего ребёнка. Никогда не говорите себе,

что из него ничего не выйдет в перспективе. В жизни есть много такого, что

предсказать с позиций сегодняшнего дня трудно. Всё зависит от Вашей

мудрости, терпения и усилий.

С другой стороны, не стройте себе воздушных замков и не ждите чуда. Его не будет. Никто не может сделать так, чтобы у Вашего ребёнка не осталось проблем. Но только в Вашей власти сделать для него максимально многое.

Не старайтесь быть также «скорой помощью» для Вашего ребёнка. Не

делайте за него то, что он может сделать сам. Постепенно приучайте его

преодолевать посильные для него трудности. Только руководя этим

процессом, Вы сможете ему помочь. В случае неповиновения ребёнка, его

непослушания, переходящего в истерику или упрямство, покажите ему

правильный выход из трудного положения. Продемонстрируйте ему при этом свою любовь.

Не поддавайтесь унынию, ведь вы только в начале жизненного пути вашего

ребенка. Этот путь, безусловно, сложнее, чем у нормальных его

сверстников. Но и на нем ему улыбнутся радость, успех, счастье быть

любимым, нужным вам, вашим близким и даже чужим людям.

СОВЕТ ШЕСТОЙ: примите Вашего ребёнка таким, каков он есть.

Постарайтесь строить Ваши отношения с ребёнком на основе любви и

взаимного доверия. Ваш ребёнок в любом возрасте, будь он младенцем

или уже подростком, все равно Ваш ребёнок. Он нуждается в том, чтобы о

нём заботились. Наличие у Вашего ребёнка нарушений развития, вовсе не

означает, что Вы и он несчастны. Наоборот, такие дети чистосердечны и

бесхитростны. Их отношение к людям проникнуто сердечностью,

дружелюбием, искренностью, преданностью и любовью.

Любите Вашего ребёнка. Не отвергайте его из-за физического или

интеллектуального несовершенства! Поверьте, что через некоторое время,

эти недостатки для Вас перестанут быть значимыми. Подумай о том, что это

Ваша плоть и Ваша «кровинка». И Вам станет важно только то, что он Вас

любит, и что ему нужны, Ваши тепло, ласка и защита.

СОВЕТ СЕДЬМОЙ: Вашему ребёнку нужна педагогическая помощь: чем раньше Вы начнёте специальную коррекционную работу с ребёнком, тем большего успеха достигнете.

Но что значит специальная и коррекционная работа? Она предполагает

оказание Вашему ребёнку помощи специалистов, владеющих специальными методами коррекции различных нарушений, возникающих в детском возрасте. Чтобы получить необходимые знания по этим вопросам, Вам также необходимы консультации специалистов.

СОВЕТ ВОСЬМОЙ (МАТЕРИ РЕБЁНКА): помогите себе, измените отношение к себе.

Прежде всего, не думайте о том, что у вас родился и растёт не такой, как у

всех, ребёнок. Боль, которую вы перенесли и которая сейчас в Вашем

сердце, наносит Вам огромный вред. Запретите себе подобные мысли. Не

фиксируйте своё внимание на мрачных переживаниях, не «застревайте» в

печальном состоянии. Ваши мысли не должны постоянно кружить вокруг

проблем Вашего малыша. Жизнь представляется невыносимо трудной,

когда события развиваются негативным образом по отношению к Вам.

Если Вам очень плохо, а помочь некому, постарайтесь вспомнить какое —

либо приятное событие из Вашей жизни, вспомните ощущения и чувства,

которые Вы тогда испытали. Постарайтесь, как можно дольше задержаться

на этих воспоминаниях о приятных событиях Вашей жизни, чтобы

уравновесить ими Ваши настоящие (негативные) ощущения. Для Вашего

организма подобные воспоминания станут своеобразным «психологическим

витамином», с помощью которого Вам удаться преодолеть психологический

дискомфорт. Если печальные мысли не покидают Вас постоянно, это нужно

делать каждый день. Одновременно научитесь управлять собой, своими

ощущениями и чувствами, мыслями и действиями. Пощадите себя и в

случае возникновения тревожного или депрессивного состояния научитесь

говорить себе " стоп! ".

Прогнозируйте любую ситуацию, участником которой становитесь Вы, Ваш ребёнок и окружающие Вас лица. Если Вы почувствовали

недоброжелательное отношение к себе или к ребёнку, не старайтесь

изменить позицию другого, доказывая, что он не прав. Не тратьте силы, на

бессмысленный спор. Просто отойдите от этого человека. Всегда ведите

себя корректно. Не повышайте голос и не кричите. Не превращайтесь в

фурию, которая всегда готова защитить своего ребенка, даже если он не

прав.

С другой стороны, умейте защищать себя и ребёнка. В случае

возникновения неприятных ощущений, связанных с разглядыванием Вашего

ребёнка, сочувствующими взглядами, расспросами в транспорте, магазине

или на улице, мысленно постройте защитную стенку (поместите себя и

ребёнка в невидимый футляр, броню), отделяющую Вас от любого

неприятного и раздраженного субъекта.

Научитесь смягчать, нейтрализовать любой конфликт своим

доброжелательным отношением к окружающим. Старайтесь разряжать

тяжелую атмосферу позитивным настроением, улыбкой, шуткой. Но никогда

не позволяйте унижать Ваше человеческое достоинство. Не конфликтуйте

на улице, в магазине или в транспорте, доказывая окружающим, что Ваш

ребёнок такой же, как и другие. Научитесь уходить от конфликтов, когда Вы

не в состоянии перетянуть чашу весов в свою пользу.

Если у Вас есть возможность оставлять ребёнка с кем-либо из домашних,

постарайтесь найти себе работу. Работа поможет Вам чувствовать себя

значимой и нужной другим людям. Возобновите старые связи, вспомните

старых друзей. Не прячьтесь в своем доме со своим горем и болью, как

улитка в раковине. Постарайтесь найти среди Ваших, старых и новых

знакомых тех, кто бы мог адекватно принимать Вас и Вашего ребёнка. Тех,

на кого Вы могли бы его оставить в случае необходимости, на некоторое

время, кто мог бы Вас поддержать в трудную минуту.

СОВЕТ ДЕВЯТЫЙ (МАТЕРИ РЕБЁНКА): измените отношение к отцу ребёнка.

Не обвиняйте мужа в том, что из-за него ребёнок родился с недостатками в развитии, ведь — это Ваш общий ребёнок. Для укрепления взаимоотношений

между ребёнком и отцом старайтесь привлекать мужа к заботам о малыше,

давая ему различные поручения. Пробудите в муже интерес к развитию

малыша, зажгите его Вашими идеями и маленькими совместными с

ребёнком успехами. Используйте выходные дни для проведения общего

досуга, приобщая к этому мужа.

Стремитесь к тому, чтобы чувство смущения, которое испытывают

мужчины, везя в коляске своего больного ребёнка, постепенно исчезло у

Вашего мужа. Ведь чем ближе сердцем к ребёнку, тем меньше замечаешь

его физические и психические изъяны.

Старайтесь не замечать недостатков Вашего мужа, постоянно

подчёркивайте его достоинства — мужчины это любят. Хвалите его прежде

всего за то, что он любит малыша.

СОВЕТ ДЕСЯТЫЙ (ОТЦУ РЕБЁНКА): измените своё отношение к жене.

Ваша жена, мать Вашего ребёнка, находится в состоянии постоянного

стресса. Тот факт, что именно она родила больного ребёнка, вызывает у

неё самые противоречивые чувства, следствием которых являются слезы,

истерики, непредсказуемый гнев, агрессия, бесконтрольная депрессия или

апатия. Женщины очень тяжело переносят подобный удар судьбы, который

для них, равносилен смерти или потере самого близкого человека. Не

каждый человек способен выдерживать удар такой силы, да ещё и столь

длительное время.

Постарайтесь понять чувства и переживания Вашей жены. Не ставьте ей в

укор, ребёнок родился таким. Ведь ребёнок общий — Ваш и её. Нет смысла

выяснять, кто виноват. Виновных нет! Есть проблема, которую необходимо

решать обоим.

Быть мужчиной — значит быть сильным. Постарайтесь передать хотя бы

часть Вашей силы и мужества жене. Она испытывает огромную потребность

в этом. Поверьте, ей необходима именно Ваша поддержка.

Многие мужчины считают, что основная обязанность отца — материальное

обеспечение семьи. Вы, конечно, правы. Но Вашей жене, женщине, которую

Вы любите, и которая родила от Вас ребёнка, нужна ещё и другая поддержка

— психологическая, точнее, просто человеческая, душевная поддержка.

Поддержите Вашу жену словом, своей позицией, Вашим отношением к ней и к ребёнку. Пусть она почувствует, что рядом с ней действительно Мужчина (это значит — сила и мужество), который не оставил и никогда не оставит её в трудную минуту.

Некоторые мужчины испытывают большие психологические трудности,

связанные с проблемой вхождения в новую жизненную ситуацию, с

проблемой привыкания к своему новому положению — отца больного

ребёнка. Им тяжело от мысли, что их ребёнок, которому бы они хотели

передать весь свой жизненный опыт, своё материальное имущество, свои

творческие способности и неосуществленные мечты, оказался неспособным к принятию этого.

Не спешите! Примите наш совет: не стремитесь уже сейчас решать эту проблему и решать за ребёнка, что он сможет или не сможет в будущем.

ПОСЛЕДУЙТЕ НАШИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ:

— старайтесь больше времени проводить с ребёнком;

— научитесь помогать ему в том, чего он пока не умеет (кормите его, одевайте, купайте); старайтесь в отдельных случаях заменить мать малыша или участвуйте в этом процессе вместе;

— гуляйте с ребёнком в свободное время, освободив жену для выполнения домашних дел или отдыха;

— не обращайте внимания на назойливые расспросы и советы окружающих, вызывающие у Вас неприятные ощущения;

— не срывайте свой гнев на ребёнке, если он не справляется с каким- либо заданием или не умеет чего- либо делать. Покажите ему, как это нужно делать, подумайте, как можно его этому научить, посоветуйтесь с женой — у нее больше времени на ознакомление с рекомендациями специалистов;

— вносите в общение с ребёнком больше позитивной энергии, задора и радости; пусть Ваше присутствие всегда будет связано в сознании Вашей жены и ребёнка с радостью, счастьем, уверенностью в будущем — им необходимо именно это, а Вы это можете;

— создавайте Ваш очаг и дом. Жена и ребёнок держатся за Вас, как за соломинку. Кроме Вас, у них нет другой опоры в жизни.

— Будьте опорой друг для друга, и Вы построите своё счастье!

ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ВАШЕЙ СЕМЬЕ!

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ